Когда отменили розги: Неудобные факты о советском и западном гуманизме

Забытый проект: Как СССР строил самое справедливое общество и что ему помешало

Есть мнение, что Советский Союз был величайшим социальным экспериментом в истории человечества. Его целью было не просто построить новое государство, но и создать нового человека — человека-творца, коллективиста, гуманиста. И по многим показателям этот проект был успешен, особенно в сфере воспитания и образования.

Гуманизм в действии: Опережая время

В то время как западные страны десятилетиями цеплялись за пережитки прошлого вроде телесных наказаний в школах, в СССР к ребенку и его личности относились иначе. Запрет на физические наказания после 1917 года был не просто формальностью. Это была часть государственной политики, воспитывавшей уважение к достоинству человека с детства.
Культура транслировала новые нормы: сцена защиты девочки от побоев в «Тимуре и его команде» — яркий пример того, что советское общество вставало на защиту слабого.

Советский гуманизм носил не декларативный, а системный и радикальный характер. Он начал выстраиваться с самых основ, кардинально меняя отношение к личности, особенно к ребенку.

Запрет телесных наказаний — опережая время
Особенная ирония заключается в том, что это отставание в области защиты детского достоинства демонстрировали как раз те страны, на которые нам сегодня так часто указывают как на образец — Европа и Америка. Странным образом их чрезвычайная щепетильность в вопросах прав и свобод индивида уживалась с совершенно средневековой, по советским меркам, практикой.
Пока советская школа с 1920-х годов строилась на принципах уважения к личности ребенка, во многих «передовых» государствах телесные наказания оставались узаконенной нормой на протяжении большей части ХХ века, а кое-где перешагнули и в век XXI.

Вот лишь несколько показательных дат, когда в просвещённом мире наконец-то сочли, что бить учеников — это не очень педагогично:

  • Англия — 1986 г. (вот уж действительно, спешили не торопясь)
  • Германия — 1983 г.
  • Греция — 2005 г. (уже в новом тысячелетии!)
  • Италия — 1928 г.
  • Швеция — 1958 г.
  • Ирландия — 1982 г.
  • Испания — 1985 г.

Что же до США, этой цитадели личной свободы, то в ряде штатов, преимущественно в частных школах, порка учеников специальной дощечкой-паддлом является законной и по сей день.
Налицо поразительный парадокс: общество, декларирующее высочайшую ценность прав человека, на практике десятилетиями сохраняло одно из самых унизительных для него прав.

От этой практики, которая допустима до сих пор, в России отказались еще до революции, 17 апреля 1863 года. После 1917 года эта норма была закреплена идеологически: физическое воздействие на ребенка стало рассматриваться как пережиток унизительного прошлого, противоречащее идее о достоинстве трудящегося человека.

Беспрецедентный образовательный эксперимент
Декрет 1918 года «О единой трудовой школе» не просто отменял экзамены — он отменял всю старую систему оценки личности. Были упразднены не только вступительные, переходные и выпускные экзамены, но и балльная система оценок, и даже обязательные домашние задания. Это была попытка уничтожить саму основу конкуренции и «натаскивания», провозгласив ценность знаний самих по себе.
Экзамены вернули только в 30-х, когда стало ясно, что без них инженеров для строек века не подготовить.
Но сама идея — чудовищно гуманистическая! Они реально пытались построить школу, где дети учатся не за оценку, а из жажды познания.

Педология: грандиозная, но неудачная попытка
В 1920-х — начале 1930-х годов в СССР бурно развивалась педология — наука о целостном развитии ребенка, призванная объединить подходы педагогики, психологии, биологии и медицины. Педологи массово тестировали детей, пытаясь найти оптимальные пути для раскрытия их потенциала. Однако на практике это часто выливалось в «сортировку» учащихся, когда дети рабочих и крестьян по результатам тестов записывались в «дефективные», а выходцы из интеллигенции — в одаренные.
В 1936 году вышло печально известное постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях», которое официально запретило эту науку. Несмотря на извращения в практике, сама цель — комплексное и гуманное изучение ребенка — была передовой.

Но настоящий гуманизм заключался не только в этом. Он был — в грандиозной системе раскрытия талантов. Бесплатные кружки, музыкальные и художественные школы, дворцы пионеров были доступны каждому.

Задача была не в подготовке услужливых слуг или покорных рабочих, а в воспитании мыслящих, разносторонних личностей — инженеров, ученых, летчиков, писателей.
Страна, первой покорившая космос, сделала это благодаря системе, видевшей в каждом ребенке потенциал гения.

От народной власти — к власти чиновников

Изначально, после Революции, именно Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов — органы народного самоуправления, должны были быть основной формой власти. Это была прямая демократия, рожденная снизу. Но постепенно реальная власть стала переходить от народных депутатов к партийному аппарату.

Этот слой номенклатуры, чиновников, превратился в отдельный класс, всё более отдаленный от нужд и чаяний простого человека. Именно при Хрущёве этот процесс был во многом узаконен, и партия окончательно оттеснила Советы, подменив народовластие властью узкой группы лиц.

Советы vs Партия. Формально власть принадлежала Советам, но реальные решения принимались в партийных комитетах. Народный депутат стал фигурой декоративной, а реальная власть сосредоточилась в руках невыборного партийного чиновника. Так народ был отстранен от реального управления своей страной.

Эта система порождала не творцов и энтузиастов, а карьеристов и приспособленцев. Ситуацию усугубила Великая Отечественная война, на полях которой погибли самые искренние, смелые и преданные идеалам люди — нравственный стержень поколения.
Их место часто занимали те, кто отсиделся в тылу, те кто ставил личное благополучие выше общественных интересов.

Две правды: Созидание против потребления

Сегодня нам предлагают модель общества, основанную на иных ценностях. Давайте сравним:

  • Тогда — идея Созидания. Ценность человека определялась его вкладом в общее дело. Воспитывался коллективизм, основанный на взаимопомощи и солидарности. Образование давало фундаментальные знания и целостную картину мира.
  • Сейчас — идея Потребления. Ценность человека всё чаще измеряется его покупательной способностью. Индивидуализм и конкуренция разобщают общество. Образование становится услугой, нацеленной на быстрый результат, а не на формирование мыслящей личности.

СССР не разрушили воспитанные им же творцы. Его подкосил разрыв между высокими идеалами справедливости и гуманизма — и реальной практикой управления, которая от этих идеалов ушла. Народ, воспитанный на принципах гуманизма, коллективизма и честности, в итоге разуверился в системе, которой управляли не лучшие его представители.

В этом и заключается главный урок. Опыт советского гуманизма — с его запретом насилия, попыткой отменить унизительную оценку личности и стремлением создать нового человека — остается уникальным. Он напоминает, что сам проект был устремлен в будущее, но его реализация требовала постоянного очищения и возвращения к исходным, народным принципам. И именно об этом опыте, как о незавершенном проекте великого гуманизма, нам сегодня важно помнить.

Обсудить и дополнить статью на Бастионе – https://bastyon.com/narkor
Присоединяйтесь


См.также:
6


Похожие записи

Один комментарий

  1. Прекрасно и кратко написано! Все верно! И самое главное раскрыто в начале – Советский Союз воспитывал ЧЕЛОВЕКА, а не социальное животное!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку “Оставить комментарий”, я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности

Присоединяйся к нашей команде! Стань наркором в своём регионе!

Твои новости увидят и прочтут все! Не стой в стороне, ощути себя частью общего! Помоги себе, стране, Миру!