
В конце ноября 2023 года правительство РФ приняло решение об отмене полномочий регионов и муниципалитетов бесконтрольно закупаться у единственных поставщиков. Это решение стало реакцией на масштабы коррупции, которые возникли в результате введения в 2022 году контрсанкционных послаблений.
В марте 2022 года правительство РФ разрешило регионам проводить госзакупки без конкурсов у единственного поставщика в связи с уходом иностранных поставщиков. Первоначально список товаров и услуг, которые могли закупаться у единственного поставщика, был ограничен. Однако в дальнейшем он был значительно расширен. В него вошли, в том числе, строительство и ремонт объектов, закупка лекарств и медицинских изделий, компьютерного оборудования и программного обеспечения.
Данное решение было встречено критикой со стороны антикоррупционных экспертов. Они предупреждали, что оно приведет к расцвету коррупции. И их прогнозы оправдались.
В результате введения контрсанкционных послаблений региональные чиновники получили возможность бесконтрольно распоряжаться бюджетными деньгами. Они начали проводить закупки у своих знакомых и родственников, а также у компаний, которые платили им взятки. В результате госконтракты обходились дороже, исполнялись медленнее, по пути разворовывались и часто срывались.
По оценкам экспертов, за время действия контрсанкционных послаблений региональные власти могли украсть до 100 миллиардов рублей. Правительство РФ было вынуждено признать, что контрсанкционные послабления привели к злоупотреблениям.
Решение об отмене полномочий регионов и муниципалитетов бесконтрольно закупаться у единственных поставщиков является важным шагом в борьбе с коррупцией. Оно позволит вернуть госзакупки в правовое поле и обеспечить прозрачность и эффективность расходования бюджетных средств.
Кроме того, это решение будет способствовать развитию конкуренции на рынке госзакупок. В результате чего, цены на закупаемые товары и услуги должны снизиться, а качество их исполнения улучшиться.
Однако, чтобы решение о запрете госзакупок у единственных поставщиков было эффективным, необходимо обеспечить его надлежащее исполнение. Для этого необходимо провести комплекс мер, направленных на повышение прозрачности госзакупок и усиление контроля за их проведением.
К таким мерам можно отнести:
- Установления обязательного раскрытия информации о госзакупках, включая информацию о поставщиках, ценах и условиях контрактов.
- Создание независимых органов контроля за госзакупками, обладающих полномочиями проводить проверки и расследования нарушений.
- Ужесточение ответственности за нарушения в сфере госзакупок, включая уголовную ответственность для должностных лиц.
При реализации этих мер, решение о запрете госзакупок у единственных поставщиков сможет стать действенным инструментом в борьбе с коррупцией и повышении эффективности расходования бюджетных средств.
С 1 января 2024 года регионы и муниципалитеты смогут проводить закупки у единственного поставщика только в исключительных случаях, которые будут четко прописаны в законе. Это важное решение правительства РФ, которое направлено на борьбу с коррупцией в сфере госзакупок.
В настоящее время закупки у единственного поставщика являются одним из наиболее распространенных способов проведения госзакупок. По данным Федеральной антимонопольной службы, в 2022 году доля таких закупок составила 65% от общего объема. Это связано с тем, что закупки у единственного поставщика не требуют проведения конкурса или аукциона, что упрощает и ускоряет процесс закупок.
Однако такая упрощенность создает условия для коррупции. Закупки у единственного поставщика могут использоваться для того, чтобы передать контракты аффилированным компаниям или компаниям, которые предлагают взятки.
Решение правительства РФ об отмене полномочий регионов и муниципалитетов бесконтрольно закупаться у единственных поставщиков является важным шагом в борьбе с коррупцией. Оно должно ограничить возможности чиновников для злоупотреблений и повысить прозрачность закупочной деятельности.
Однако это решение не решит проблему полностью. Для того чтобы искоренить коррупцию в сфере госзакупок, необходимо также провести ряд других реформ.
В частности, необходимо ужесточить контроль за проведением госзакупок. В настоящее время контроль за госзакупками осуществляется Федеральной антимонопольной службой, а также органами прокуратуры и внутренних дел. Однако этот контроль не всегда эффективен. Необходимо создать единый орган, который будет осуществлять контроль за всеми госзакупками, независимо от уровня бюджета.
Также необходимо повысить прозрачность закупочной деятельности. В настоящее время информация о госзакупках публикуется на сайтах государственных органов. Однако эта информация часто бывает неполной или недостоверной. Необходимо создать единую информационную систему, которая будет содержать полную и достоверную информацию о всех госзакупках.
И, наконец, необходимо привлекать к ответственности виновных в коррупционных преступлениях. В настоящее время наказание за коррупционные преступления в сфере госзакупок достаточно мягкое. Необходимо ужесточить наказание за такие преступления, чтобы это стало сдерживающим фактором для коррупции.
В целом, решение правительства РФ об отмене полномочий регионов и муниципалитетов бесконтрольно закупаться у единственных поставщиков можно оценить как позитивный шаг, который должен способствовать повышению прозрачности и эффективности закупочной деятельности в России. Однако, для того чтобы искоренить коррупцию в этой сфере, необходимо проводить комплексные реформы, которые охватывают все аспекты закупочной деятельности.
Нажимая на кнопку “Оставить комментарий”, я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности
Присоединяйся к нашей команде! Стань наркором в своём регионе!
Твои новости увидят и прочтут все! Не стой в стороне, ощути себя частью общего! Помоги себе, стране, Миру!