Что это? Глупость или предательство?

Волна коммунальных аварий в сфере ЖКХ прокатившаяся по всей нашей стране в очередной (в который уже!) раз поставила перед обществом ряд вопросов, самые важные из которых: к чему мы идем и какие проблемы нас ожидают в самом ближайшем будущем? Из разных источников регулярно слышатся призывы заняться восстановлением инфраструктуры и срочным капитальным ремонтом инженерных сетей. Но есть ли у этого мероприятия реальная перспектива, без коренных изменений в нашем обществе?

На первый взгляд, всё решается просто: достаточно выделить в необходимом объеме деньги и к следующему отопительному сезону можно устранить все аварийно-опасные участки, отремонтировать котельные, заменить устаревшие задвижки и насосы. Казалось бы, это очевидное решение, которое любой адекватный управленец сделает непременно, если он хочет положительного результата.
Однако мы видим, что на государственном уровне финансирование ЖКХ планомерно сокращается, причем, в планах на ближайшие три года предусмотрено снижение расходов более чем в два раза с 881 млрд. до 381 млрд. рублей. Объяснить очередной «бюджетный маневр», предпринятый Правительством с точки зрения здравого смысла – невозможно. Так и хочется задать риторический вопрос: «Что это? Глупость или предательство?»

Давайте пофантазируем и представим, что дело обстоит гораздо лучше, чем в реальности. Представим, что государственный бюджет ещё не сверстан и не утвержден, что у нас есть возможность повлиять на этот процесс и получить финансирование, провести работы, подготовиться к отопительному сезону как это сделали бы хозяева этой страны, а не временщики. И тут окажется, что простые на первый взгляд вопросы распадаются на тысячи более мелких, но не менее важных, без решения которых и главное дело с места не сдвинется.

Во-первых: деньги. Откуда получить финансирование и на каких условиях? Самоустранение Федерального центра от заботы о населении и перекладывание всех расходов на местный бюджет со времен Кудринских реформ стало уже нормой. Это, в свою очередь, влечёт за собой такие извращенные формы финансирования ЖКХ как кабальные банковские кредиты и ещё более странные «частно-государственные партнерства».
Последние даже по формулировке не стыкуются без насильственного притягивания за уши: как можно скрестить государственные интересы с утвержденной законом и Налоговым кодексом нормой на извлечение максимальной прибыли для любого коммерческого предприятия?

Попробуйте сдать отчетность с нулевой прибылью в течение нескольких месяцев или тем более убытком! Более того, сейчас налоговые органы пристально следят за тем, чтобы компания работала с прибылью не ниже средней по отрасли и если это не исполняется, то проводятся проверки – нельзя останавливаться в стремлении нажиться, этот маховик может только ускоряться!
Возникает также ещё один риторический вопрос: откуда в нашей стране у частного предпринимателя могут оказаться в распоряжении такие колоссальные суммы, чтобы профинансировать многомиллионные и многомиллиардные проекты?

Если мы начнем разбираться в этом разбираться, то окажется, что деньги взяты в банке, значительная часть из них ушла в офшоры, а потребитель будет оплачивать и кредит, и сверху накинет «на хлеб с икоркой» ушлому предпринимателю.
Безусловно, есть и такие компании, кто может самостоятельно обеспечить такое финансирование. Потому что они уже не вершине этой пищевой пирамиды и перешли в разряд финансового капитала с зарубежным участием и по сути, являются только клешней зарубежного империализма, которая жадно шарит в поисках очередного лакомого кусочка.

Для получения самых «дешевых» денег нужно чтобы они были предусмотрены бюджетом. Процесс этот длительный, требует множества согласований и сбора огромного количества документов. Всё это занимает не один месяц, а иногда и годы – такова построенная за последние десятилетия система. В итоге, чтобы получить деньги на следующий год, начинать формирование расходной части нужно с осени предыдущего. По сути, чиновники всё время живут вчерашним днем и под него подстраивают всю свою работу.

А за это время происходит столько новых аварий, так изменяются цены на материалы и оборудование, что свести концы с концами у будущих исполнителей не получится при всём их желании. Отсюда и возникают бесконечные поправки к бюджету, которые тоже оперативно не принимаются. Добавьте сюда необходимые для проведения закупки процедуры по размещению торгов, согласованиям, оформлению разрешений, прохождение документов по многочисленным дублирующим друг друга инспекциям, открытие казначейских счетов…
Круг замыкается, и мы ежегодно видим как работы, которые должны были быть сделаны до отопительного периода ведутся в самый его разгар, в наиболее неблагоприятных погодных условиях, что естественно, сказывается как на скорости, так и на их качестве.

Но так как мы фантазируем, то давайте разрешим себе ещё больше вольностей: чудо случилось и бюджетом предусмотрена необходимая нам сумма. Второй проблемой, с которой вы столкнетесь – несоответствие фактически необходимых работ и проектов под них разработанных. Как же так? Всё просто. Для нормального обеспечения изыскательской и проектной деятельности нужны грамотные специалисты и финансирование в необходимых объемах. Плюс время на эти работы.

Что же мы видим в жизни, а не в бравурных отчетах? Да всё те же проблемы, что и в вопросе подготовки бюджета. Длительный марафон подготовки и спринт при исполнении работ: старинный бюрократический вид спорта – мы годами будем тянуть резину, а вот трудящиеся обязаны в кратчайшие сроки (и за копейки) сделать реальную работу. Каким в этих условиях может быть результат, кроме отрицательного? В итоге, уже начатые работы зачастую простаивают из-за корректировок и повторных согласований.

Как изменить ситуацию? Ответ будет опять-таки банальным и набившим оскомину: надо обеспечить финансирование, интенсивно и заблаговременно проводить инженерно-технические исследования, своевременно разрабатывать проекты, не формально, а с подтверждением достоверности сведений и обоснованности принятых решений проводить экспертизы, координировать взаимодействие смежников. Нужно спуститься с заоблачных высот чиновничьего полета «на землю и под землю».

В буквальном смысле этого слова: не доверять красивым отчетам управляющих компаний и монополистов, захвативших эту сферу экономики, а лично пообщаться с людьми, которые работают и живут в этом районе, которые своими натруженными руками будут устранять аварии в зимние холода и заниматься вынужденным моржеванием в траншеях; нужно в конце концов самому в этой траншее побывать, нужно досконально знать эту работу, чтобы действительно эффективно управлять этой сложной системой, а не создавать видимость.

Картина, которая предстанет в этом случае будет наверняка сильно отличаться от официальных отчетов в худшую сторону, зато будет гораздо достовернее и может стать основой для принятия верных решений. Только при таком подходе можно работать и получать положительный результат!

Третья проблема – кадры и техническое обеспечение. Это, пожалуй, самый сложный вопрос, потому что он многослойный как ржавчина в изношенной системе отопления. Выявляется она уже непосредственно при выполнении работ и не имеет относительно быстрого решения. Посудите сами: квалифицированные кадры нужно подготовить и предоставить им возможность практического применения знаний и навыков.

Это касается как специалистов из числа рабочих, так и инженерно-технический состав (ИТР) – всем нужно освоиться в специальности, так как везде есть свои особенности и опыт, который передается от мастера к ученику. Но система советского профобразования разгромлена, а новой не создано.
Молодежь не видит перспектив и не идет учиться и работать слесарями, сварщиками, монтажниками – это считается уделом неудачников, которые не смогли получить высшее образование и устроиться в более спокойное место, даже если это касса магазина.

Учитывая, сколько официально зарабатывает тот же сварщик в Водоканале или сантехник в ЖЭКе — это не удивительно. Удивляет то, что они ещё у нас есть! А тот факт, что все крупные строительно-монтажные проекты попадают из года в год в одни и те же руки (никого уже не обманывает периодическая смена их названий и номинальных собственников) приводит к тому, что деградирует и рассыпается уже сложившееся с годами профессиональное сообщество: специалисты уходит на пенсию, находят более спокойные места работы, переезжают в крупные города и даже за границу, где их труд оплачивается гораздо выше.

Мы часто слышим об «утечке мозгов» из нашей страны, но на Запад уезжают и специалисты рабочих специальностей, причем самых востребованных. Добавьте сюда постоянное сокращение объемов капитальных ремонтов и прокладки новых сетей, и вот у нас уже налицо картина, когда даже при наличии денег и материалов справиться с необходимым объемом работ физически не получается.

В качестве характерного примера можно привести г. Саратов: там провалился проект строительства скоростного трамвайного маршрута – деньги есть, проекты есть, строители есть и все равно сорваны все сроки, стройка стоит. Причина описана выше по тексту. Проекты нужно корректировать, спецтехники не хватает, кадровый голод и даже подвоз вездесущих мигрантов не смог исправить ситуацию.

Представьте, что начнется, если мы возьмемся за замену всех изношенных инженерных сетей, а их, на минуточку – более 70%! Советскому союзу, с его полной технологической независимостью и локализацией промышленности, с его колоссальным кадровым потенциалом и высоким уровнем механизации на их создание потребовались десятилетия! Только благодаря колоссальному запасу прочности и высочайшему (не в пример нынешним) качеству материалов и работ у нас ещё действуют инженерные сети и связанная с ними инфраструктура! Продолжение… Ч.2/4


См.также:



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку “Оставить комментарий”, я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности

Присоединяйся к нашей команде! Стань наркором в своём регионе!

Твои новости увидят и прочтут все! Не стой в стороне, ощути себя частью общего! Помоги себе, стране, Миру!