(Эскизные соображения)

Предисловие

Как управлять обществом?

С давних времён и по сию пору государства управляются бюрократически.  Иногда имели и имеют место разновидности диктаторских форм управления. Возможны ли иные технологии управления обществами, государствами? Очевидно, для ответа на этот вопрос следует исходить из целей управления. От них будут зависеть технологии управления, позволяющие эти цели достигать.

Если цель – нажива, грабёж, паразитизм, то для её реализации очень подходит бюрократическая форма управления. Её могут реализовывать даже такие, выражаясь предельно вежливо, не очень профессиональные личности, как Греф, основу и суть мнения которого по этому поводу можно передать так: “Делайте из людей дураков. Такими сможем управлять даже мы, грефы”. Именно бюрократические технологии управления ничем не препятствуют такому одурачивающему и “опускающему” население поведению грефов с целью своего ничем не сдерживаемого воровского, паразитического обогащения, если во главе государства нет личности, подобной Сталину – диктатору Справедливости, подчинявшему людей не силой, – своей убеждающей правотой, а чиновников ещё и их неминуемой строгой ответственностью за порученные дела.

Если цельразвитие общества, его процветание, то технологии должны быть совершенно противоположны бюрократическим. Надо искать такие технологии управления людьми, чтобы естественные для человека мотивации его повседневного поведения (например, поиск способов прокормить семью, улучшить своё благосостояние) понуждали каждого члена общества не глупеть, что нужно грефам, а развиваться и совершенствоваться, развивая и совершенствуя тем самым и всё общество.

Оказывается, что такие технологии, точнее, их в той или иной степени начальные варианты, уже были не только предложены, но и опробованы, и они дали впечатляющие результаты. Эксперимент сталинского СССР, начавшийся в 1939 году и использовавший лишь элементы таких технологий, но проведённый в масштабе целой страны, дал Советское Экономическое Чудо, изумившее весь мир. Существенно более продвинутая технология управления, но применённая лишь в масштабе отдельного населённого пункта, известная как Чартаевский Эксперимент, показала ошеломляющие результаты в 1985–2000 гг.

Ю.И. Мухин (см. [1, 2]) такие управленческие технологии намеренно назвал делократическими (власть дела), чтобы противопоставить их бюрократическим (власть чиновника, начальника). Развитие и использование таких технологий с неизбежностью приведёт к тому, что над всяким тружеником, от простого рабочего и до управленца самого высокого государственного ранга, что особенно важно, будет властвовать его дело. Делом же каждого управленца, целью и смыслом его управленческого труда при делократии должно быть улучшение благосостояния управляемых им людей, совершенствование и развитие управляемой им структуры общества за счёт сбережения всех возможных ресурсов, прежде всего природных, за счёт совершенствования производственных и управленческих технологий.

В этой работе будет показано, что это достижимо, если благосостояние управленца сделать полностью зависимым от благосостояния управляемых им людей. Этим в обществе будет достигаться принимаемая всеми его членами всеохватывающая Справедливость.

Введение

Для управления производственными, общественными и государственными структурами в настоящее время в подавляющем большинстве случаев используются бюрократические технологии управления. Единичные кратковременные попытки в начале XX века несколько улучшать эти технологии в промышленности и администрировании хотя и увеличивали их эффективность (см., например, [3]), но охотников их повторять, а тем более развивать, по разным причинам не находилось.

Существенно более интересным и впечатляюще результативным было использование Метода повышения экономической эффективности в СССР с 1939-го по 1955-й годы [4]. По-сути, это был первый серьёзный шаг в сторону делократических технологий управления, но он ограничивался лишь изменениями производственных отношений для рационализаторов, изобретателей и учёных, а также тех, кто способствовал внедрению их достижений. В [5] описан ошеломляющий по результативности эксперимент делократического управления горным селом Шукты в Дагестане, проходивший с 1985-го по 2000-й годы.

Целью настоящей работы является эскизное описание делократических технологий управления сёлами, городами, их административными объединениями – районами, областями, краями, включая самый верхний уровень (т.е. всей страной), – производственной и экономической основой которых являются делократические предприятия. Такие технологии способны и должны заменить повсеместно применяемые бюрократические, поскольку они обладают, в отличие от бюрократических, следующими важными свойствами.

А.   Во всём делократически управляемом обществе оплата всякого полезного обществу и природе труда (а труд во вред обществу и/или природе не допускается экономически и законами) резко отличается от таковой при бюрократических технологиях управления. Это отличие состоит в том, что оплачивается не сам труд, как при бюрократии, где повсеместно используется наёмный труд – основа для процветания экономической несправедливости (паразитизма), а только его результат. В первую очередь это касается оплаты результатов труда всех управленцев с низов и до самого верха государства.

Б. Все доходы каждого человека (включая наследство, доли во владении коллективными средствами производства, доли от использующихся природных ресурсов страны и т.д.) совершенно прозрачны и известны всем. Держать открытой информацию о своих доходах, особенно когда они не маленькие, заинтересован сам человек. Ведь его доходы отражают пользу, приносимую им обществу.

В.   Делократические технологии управления обществом гарантированно обеспечивают достижение экономической справедливости в обществе для тех, кто понимает под справедливостью то, что справедливо по отношению к любому человеку, обществу, природе одновременно.

Г.    Делократические технологии управления гарантированно не допускают проявления в сколько-нибудь значимых масштабах какого бы то ни было паразитизма на всех без исключения уровнях общества (страны) исключительно экономическими механизмами без использования для этого каких-либо идеологических (политических, партийных, религиозных и т.п.) и/или силовых структур. Это означает и то, что такое делократическое общество является не только обществом, в частности, экономической справедливости, поскольку в нём нет паразитов, но благодаря именно отсутствию паразитов оно устойчивов нём нет и быть не может корыстных разрушительных структур. Делом всех без исключения структур делократического общества является принесение пользы обществу и окружающей среде.

1. Делократические управленческие технологии на уровне предприятий.

Подавляющее большинство предприятий и учреждений, в том числе существующих при бюрократии, имеют структуру, изображение которой предложил А.И. Протопопов [6], приведённую на рис. 1. Чёрными стрелками на схеме показаны направления оказания действий одного подразделения на другое.

Рис.1.

Так, подразделение Управления влияет на все остальные своими управленческими воздействиями на них. Так же и подразделение технического обеспечения оказывает свои услуги всем остальным. Красными стрелками показаны однонаправленные понятные взаимодействия предприятия с “внешним миром”. Для учреждений функции сбыта (общение с потребителями их услуг) выполняют подразделения, имеющие названия, на первый взгляд далёкие от понятия сбыт. Например, у медицинских предприятий-учреждений этим занимаются работники регистратуры (в поликлиниках) и приёмного покоя (в больницах).

Все предприятия и учреждения отличаются друг от друга лишь функцией основного подразделения, которое определяет как название предприятия, так и характер его деятельности и его продукцию.

При рассмотрении предприятий, технологии управления которых называются делократическими (делократических предприятий), необходимо отличать производственные ­– сельскохозяйственные и промышленные – делократические предприятия, производящие материальную продукцию, от предприятий, которые «производят» всеми хорошо понимаемые нематериальные сущности: здоровье, воспитанность, образованность, физическую развитость, профессиональное мастерство, культурную зрелость, справедливость общественных отношений, общественную безопасность и т.п. услуги для всего населения.

Эта нематериальная «продукция», эти услуги известных всем нам предприятий – Учреждений, при справедливом общественном строе должны быть в равной степени гарантированно доступными каждому жителю, что возможно только если все такие Учреждения не частные, а государственные (предприятия госуслуг), и технологии управления ими также являются делократическими. Поскольку результаты их труда имеет право, не ограничиваемое и одинаковое для всех (согласно соответствующим Актам законодательства и ГОСТам), потреблять любой житель страны, то такие услуги этих Учреждений принципиально бесплатны.

Делократические предприятия (управляемые делократически) не только своей эффективностью и природосбережением, но и идеологически, и структурно принципиально отличаются от бюрократических (управляемых бюрократически). Начальные основы их экономического и идеологического отличия от бюрократических предприятий (экономический базис) хорошо описаны во многих публикациях, в частности в [1, 2, 5, 7]. Цель настоящей работы состоит в развитии этих делократических технологий, предложенных и успешно опробованных только для управления отдельными производственными предприятиями в отдельных небольших поселениях, до технологий делократического управления как комплексами предприятий, так и всем обществом.

Главным инструментом достижения поставленной здесь цели будет последовательное проведение принципа: не труд, а результат труда не только низового производственного управленца (как это имело место в поселении Шукты в Дагестане и некоторых других местах), но и всякого управленца с самого низкого производственного до самого высокого государственного уровня, строго снизу вверх, оплачивают только потребители этих результатов, т.е. управляемые.

На рис. 2 показана структура делократического производственного предприятия: сельскохозяйственного, промышленного или учреждения. Первое важное принципиальное отличие такого предприятия от бюрократического состоит в обязательном наличии Совета предприятия. Это диктуется следующим обстоятельством. Поскольку во всяком делократическом предприятии его работники в той или иной степени являются совладельцами средств производства (этого

Рис.2.

требуют экономические соображения, см. [5, 7]), имеют свои доли во всех различных его фондах и т.д., то и при выработке, и обязательно при обсуждении и утверждении производственных планов и бюджетов такого предприятия учёт их мнений обязателен.

Во всех известных мне работах, более или менее подробно описывающих делократическую систему Магомеда Чартаева (в том числе в работах самого Чартаева), такая структура не выделяется, а потому и её предназначение не обсуждается. Но общее собрание в чартаевском Союзе собственников-совладельцев «Шукты» выполняло именно функции как самого Совета этого предприятия, так и, по-сути, Совета всего поселения. При Чартаеве и само поселение Шукты стало делократическим, а его производственной и экономической основой был Союз собственников-совладельцев. Правление Союза во главе со своим руководителем Чартаевым выполняло роль как бы секретариата (президиума) Совета. Здесь заметим, что такая их работа (как членов Совета поселения) не оплачивалась. Более подробно функции Советов предприятий, Советов различных населённых пунктов и административных объединений населённых пунктов будет рассмотрена позже, в разделе 4 (стр. 15), при рассмотрении таких делократических структур.

Рис.3.

Финансовые потоки делократического предприятия показаны линиями со стрелками на рис. 3.

На данной схеме под «производителем» понимается работник производственного подразделения делократического предприятия. Этому работнику передаётся доля от выручки конечного продукта предприятия за ту часть этого продукта, которую создал этот работник вместе со своими вспомогательными работниками,

Финансовые средства, получаемые от потребителя каждым производителем за результаты его (со вспомогательными работниками) труда, разделяются им на две части. Соотношение этих частей определяется Советом предприятия, что будет рассматриваться в подразделе 4.1. (стр. 15). Одну часть производитель вкладывает в свой фонд коллективного распределения, и эта часть может быть близка к половине. Куда и на что идут средства из этого фонда, подробно и доступно разъяснено, например, в [5] [1]). Другая часть поступает в фонд личного распределения, являясь его доходом.

Из этого дохода производитель проплачивает все свои расходы, связанные с производством продукта, в том числе оплачивает все необходимые ему результаты труда вспомогательных работников, а также перечисляет фиксированный процент своего дохода своему управленцу. Этим производитель оплачивает управленцу результат его управленческого труда, который был использован производителем. Важнейшее значение имеет тот факт, что в делократических управленческих технологиях доход всех без исключения управленцев состоит только из таких проплат.

Такая технология оплаты результатов труда управленцев активно мотивирует каждого из них действенно заботиться о доходах всех работников предприятия (и производителей с их вспомогательными работниками, и управленцев ниже по иерархии), которыми каждый из них управляет. Ведь управленец может увеличить свой доход только увеличив доходы управляемых им работников. Именно в этом, в поиске всевозможных способов повышения доходов управляемых [2]) состоит суть труда управленцев при делократических управленческих технологиях.
Именно это принципиально отличает управленческий труд в делократических управленческих технологиях от бюрократического управленческого труда, где такой труд сводится в основном к указанию нанятым работникам, кто из них, что и как должен делать, надзору за деятельностью управляемых и выплате им «причитающегося заработка».

Средства фонда личного распределения производителя, как и любого другого работника предприятия, оставшиеся после проплат всех расходов, являются его чистым доходом. Все работники предприятия вносят в Бюджет населённого пункта налог в виде фиксированного, определяемого местным законодательством, процента от своего чистого дохода.

Следует обратить внимание на линию фиолетового цвета, идущую из расходной части дохода главного (самого верхнего в производственной иерархии) управленца предприятия в Бюджет населённого пункта. Она отражает оплату главным управленцем предприятия результатов управленческого труда всех членов Совета населённого пункта и всех вышестоящих над ним Советов, которые были использованы предприятием. Её величина составляет определяемый законодательно процент от дохода главного управленца предприятия.

Эта оплата размещается в предназначенном исключительно для аккумулирования доходов всех членов Совета специальном Фонде Бюджета населённого пункта. В итоге, величина дохода каждого из членов Совета главным образом определяется величинами доходов персонала предприятий, что мотивирует членов Совета всячески способствовать производственным успехам предприятий своей территории. В этом состоит одна из важных управленческих функций Совета.

Рис.4

Ниже, на рис. 4, приведены типы отношений между управленцами, производителями и вспомогательными работниками делократического предприятия. Следует обратить внимание, что один вспомогательный работник может оказывать свои услуги нескольким производителям и вспомогательным работникам.[3]) Одним из примеров этому может служить работник, оказывающий транспортные услуги другим работникам и производителям.

Один и тот же управленец того или иного уровня может быть одновременно и управленцем нижнего уровня. В этом случае его доход формируют поступления как от ниже расположенных по иерархии управленцев, так и непосредственно от производителей.

Каждый управленец может пользоваться услугами какого-то нужного управленцу в конкретный период количества помощников. Помощники управленцев могут не считаться работниками предприятия, но они также уплачивают в бюджет населённого пункта налог со своих чистых доходов, полученных на данном предприятии.

Такие помощники во всех делократических управленческих структурах заменяют собой всегда распухающее и малоэффективное бюрократическое чиновничество.

Взаимоотношения между управленцем и его помощниками всегда состоят в том, что управленец в течение всего времени работы помощника оплачивает необходимые ему результаты труда помощника из своего дохода в количестве определённого процента от него. Этот процент определяется обоюдным согласием и может меняться во времени в ту или иную сторону.

Взаимоотношения между производителями и вспомогательными работниками могут быть двух видов:

  • производитель одноразово оплачивает вспомогательному работнику результаты его труда из средств своего дохода. Это происходит, когда результаты труда вспомогательного работника нужны производителю время от времени;
  • производитель оплачивает необходимые ему результаты труда вспомогательного работника регулярно в размере определённого процента от своего дохода (и этот процент может меняться по обоюдному согласию). Это происходит, когда результаты труда вспомогательного работника нужны производителю постоянно или продолжительное время. Например, производитель молока так может оплачивать результаты труда пастуха, работника по уходу за животными и т.д.

В последнем случае такие взаимоотношения ничем не отличаются от взаимоотношений между управленцем и его помощниками, и такого вспомогательного работника вполне можно называть помощником производителя.

2. Делократические управленческие технологии на уровне самоуправляемых территорий.

В «нашем» теперешнем новоязе самоуправляемые территории принято называть муниципальными образованиями. К ним относятся административные территориальные структуры страны от населённых пунктов до государственных структур, составляющих Федерацию. Представляется целесообразным в будущей России отказаться от её деления на национальные республики, а тем самым и от её федерального устройства, оставив лишь национальные культурные автономии. Тогда самоуправляемыми территориальными структурами России будут (снизу вверх) деревни, сёла, посёлки, города районного подчинения, административные районы, области, края и округа. Понятие самоуправляемости будет уточнено в следующем разделе (разд. 3, стр. 13).

На рис. 5 показаны основные составляющие такой делократической структуры самого низового уровня, ниже которого уже нет подобных структур. К ним относятся крупные деревни, сёла, посёлки, не являющиеся районными центрами города без городских районов и районы городов. Важно, чтобы у них непременно имелись те или иные производственные предприятия и их разновидность – учреждения (о них позже). Предполагается, что все предприятия являются делократическими.

Делократия. Эскизы-5
Рис.5.

Кроме обязательных экономико-управленческих атрибутов и составляющих такой муниципальной структуры – её предприятий, Совета, Бюджета и Плана, важной делократической составляющей этой структуры является показанное на этом рисунке Делократическое муниципальное предприятие управленческих услуг (поиск более подходящего названия продолжается, предложения приветствуются).

Совет такого предприятия низового уровня, когда оно небольшое, а это наверняка будет иметь место в большинстве случаев (т.к. сёл всегда больше, чем городов), будет состоять из всех его управленцев [4]). В меньшем количестве случаев, когда иерархия управленцев этой структуры достаточно проявлена, её Совет могут составлять ведущие управленцы, которым остальные поручают выполнять определённые организационные функции. Функции Советов предприятий будут подробно рассмотрены ниже, в подразделе 4.1 (на стр. 16).

Назначение этой делократической управленческой структуры (предприятия управленческих услуг, в дальнейшем – Управленческого предприятия) следующее. По заданию муниципального Совета – заказчика – эта структура управляет всеми предприятиями (в том числе и предприятиями-учреждениями [5])), выполняющими намеченные муниципальным Советом и зафиксированные в муниципальном Плане работы по жизнеобеспечению территории и её развитию, т.е. процессом выполнения своего Дела, порученного ей Советом.

Финансово эти работы обеспечиваются заложенными в расходной части муниципального Бюджета соответствующими суммами [6]). Величину этих сумм вместе с плановым перечнем ожидаемых результатов по направлениям и временным периодам, а также вариантом разбивки сумм на оплату каждого из ожидаемых результатов, муниципальный Совет сообщает Управленческому предприятию. При этом ему указываются поощрительные надбавки (например, в процентах) за качество и уменьшение сроков исполнения по каждому направлению, а также наказывающие недоплаты или принципы определения этих недоплат при снижении качества и/или срыве сроков.

План Управленческого предприятия разрабатывается его Советом или собранием всех его управленцев на основании соответствующего Задания, полученного от муниципального Совета. Утверждается План собранием. Это же собрание (или Совет) подбирает необходимые производственные предприятия, которые под управлением Управленческого предприятия будут выполнять зафиксированные для них в Плане работы. После выполнения производственными предприятиями-исполнителями работ (всех или этапа по той или иной части того или иного направления) составляются и подписываются Акты их приёмки. Эти Акты Управленческое предприятие предъявляет муниципальному Совету, и он перечисляет соответствующие суммы (с учётом оговоренных и учтённых муниципальным Советом поощрительных надбавок или наказывающих недоплат) предприятиям-исполнителям.

Фиолетовыми линиями на рис. 5 показаны “идеологические” потоки финансирования такого Управленческого предприятия. Весь поток средств его финансирования, поступающий от предприятий (производственных и учреждений), Советом Управленческого предприятия разделяется на две части: одна часть идёт (через бюджет Управленческого предприятия) на оплату его общих расходов, а другая – на доходы его персонала.

Управленческое предприятие за результаты соответствующего управленческого труда членов муниципального Совета (за определение ему его Дела и способствование в достижении его успешного выполнения) “перечисляет” Совету (на рисунке показано красной линией), а фактически в специальный Фонд [7]) территориального Бюджета (что показано чёрной пунктирной линией) определённый процент из дохода его Главного управленца.

Следует обратить внимание на то, что размер этих перечисляемых Совету средств, в конечном итоге, прямо зависит от суммы доходов всего персонала Управленческого предприятия.

Таким экономическим механизмом муниципальный Совет, с одной стороны, мотивирует:

  • непосредственно Управленческое предприятие максимально экономно использовать свои доходы на оплату необходимых ему расходов на поддержание его “производственных ресурсов” и “средств производства” [8]), а также услуг помощников, чтобы они максимизировали свои чистые доходы [9]);
  • косвенно все предприятия, управляемые Управленческим предприятием, чтобы они максимально экономили как финансовые средства, выделенные им на реализацию их Дел, так и всевозможные необходимые им ресурсы, в том числе и природные с той же целью увеличения своих чистых доходов (см. сноску 9);
  • все «самостоятельные» [10]) производственные предприятия территории максимально экономить на всевозможных ресурсах с целью увеличения чистых доходов своего персонала, что увеличивает их налоговые отчисления в Бюджет, доля которых, через финансирование предприятий-учреждений и Управленческое предприятие, оказывается в специальном Фонде доходов членов Совета,

а с другой стороны – своих членов как можно более ответственно и заинтересованно относиться к Делу самого Совета, хотя бы с целью увеличения своих доходов.

В случае отсутствия в муниципальном образовании предприятий, способных выполнить необходимые работы по поддержанию жизнеобеспечения территории и/или её развитию, Управленческое предприятие заказывает эти работы подходящему предприятию на иной территории  [11]).

Управленческий труд персонала Управленческого предприятия состоит в:

  • разбивке полученного от Совета задания (своего Дела) на части, выполнение каждой из которых можно поручить конкретным производственным предприятиям;
  • подборе подходящих производственных предприятий;
  • выработке эффективных экономических стимулов достижения предприятиями-исполнителями максимального качества при минимальных затратах всевозможных ресурсов с целью, в том числе, увеличения доходов персонала этих исполнителей, а следовательно, и своего;
  • в оперативном внесении необходимых тех или иных уточнений в задания для предприятий-исполнителей из-за возникающих корректировок своего задания самим муниципальным Советом, так и корректировок своего задания Управленческим предприятием по своей инициативе;
  • постоянном поиске оптимальных и наиболее эффективных вариантов организации текущего взаимодействия предприятий-исполнителей между собой, и координировании этого взаимодействия в процессе выполнения ими соответствующих работ.

Все производственные предприятия, выполняющие эти работы, после выполнения каждого этапа работ оплачивают Управленческому предприятию результаты его управленческого труда в виде заранее оговоренного процента от общей суммы чистого дохода того персонала предприятия-исполнителя, кто был задействован в тот или иной период и в той или иной степени, соответственно, на работах по реализации заказа. (У предприятий-исполнителей могут быть и другие работы, не являющиеся заданиями Управленческого предприятия).

Весь персонал Управленческого предприятия, также как и персонал всех производственных предприятий и учреждений территории, вносит из своих чистых доходов налог в свой муниципальный бюджет. Управленческое предприятие и предприятия-учреждения свои взносы, как предприятия, в Бюджет муниципалитета не вносят, поскольку у них нет выручки – их финансирование полностью бюджетное.

Важен вопрос: будут ли производственные предприятия-исполнители платить в Бюджет муниципалитета свои взносы, каждое из своей выручки, соответствующей его работам по заказу? Ведь все эти работы выполняются на территории муниципалитета [12]). Вообще говоря, они могут и не платить эти взносы, если Совет при выделении соответствующих денег на запланированные работы будет учитывать это обстоятельство и уменьшать соответствующим образом стоимость работ, чтобы не гонять деньги из бюджета обратно в бюджет. 

Описанное здесь касается небольших муниципальных образований, когда необходимое им жизнеобеспечение рядом ресурсов (электроэнергией, газом, теплом, водой, связью и т.д.) и его поддержку осуществляет или муниципальное образование (его предприятия) того же уровня (соседнее), или более высокого уровня.

Рис.6.

Поэтому в таком небольшом муниципальном образовании достаточно иметь одно Управленческое предприятие с небольшим штатом управленцев.

На рис. 6 показаны типы предприятий и учреждений, территориально располагающихся на территории населённого пункта: села, посёлка, города без районов и района города, т.е. на территории, называемой здесь муниципальным образованием самого низкого уровня. Относительно предприятий следует заметить, что если предприятие является подразделением предприятия, находящегося в другом населённом пункте перечисленного типа [13]), то и предприятие, и все его подразделения подчиняются тому ближайшему (по управленческой вертикали) региональному Совету, состоящему из совокупности муниципальных образований меньшего масштаба, на территории которого все они находятся.
Такая ситуация, рассматривающая регионы, разбирается ниже, в разделе 3.
Сплошными стрелками на этом рисунке показаны направления финансовых потоков.

Здесь предприятия и учреждения на светло-зелёном поле управляются Управленческим предприятием, выполняя свои под-Дела, назначенные им этим предприятием-управленцем. Предприятия на голубом поле самостоятельны.

В конце этого раздела полезно отметить следующее, касающееся и ниже расположенного раздела 3. При бюрократических управленческих технологиях работами по поддержанию жизнеобеспечения территории и её развитию занимались в СССР и занимаются по сегодняшний день исполнительные комитеты (в более крупных муниципалитетах новомодно называемые теперь правительствами), наделённые, к тому же, и тогда, и сейчас властью большей, чем бюрократические территориальные советы. Широко известна современная неэффективность и безответственность (последнее – это причина их небывалой коррумпированности) всех этих бюрократических структур – и советов, и исполнительных комитетов (правительств).

3. Делократические технологии управления регионами.

Под регионом будем здесь понимать такое муниципальное образование, составляющие которого в свою очередь являются муниципальными образованиями. Регионами будем называть также и такие муниципальные образования, которые, в свою очередь, состоят из регионов. Заметим, что рассматриваемая здесь иерархия регионов – это привычные нам административные районы, области, края, округа и государство.

Поскольку всякое муниципальное образование является самоуправляемой территорией, то здесь необходимо рассмотреть вопрос о том, что следует понимать под самоуправляемостью в том случае, когда одна самоуправляемая территория является составной частью другой самоуправляемой территории. Она на своей территории действительно самостоятельно самоуправляется или всё же в какой-то мере не самостоятельно? То есть испытывает ли территория какое-то влияние на свою самоуправляемость той, в свою очередь, самоуправляемой территории, частью которой она является, или нет? Если не испытывает, то тогда в чём может состоять самоуправляемость всякой территории, содержащей самоуправляемые подтерритории?

Так как самоуправляемость на любой территории олицетворяет и осуществляет, согласно представляемой здесь концепции, Совет этой территории, то следует рассмотреть вопрос о том, в чём иерархически ниже расположенные Советы полностью самостоятельны и в чём они обязаны, с одной стороны, согласовывать свои решения с Советом территории, частью которой они управляют, а с другой – подчиняться его решениям в вопросах его компетенции.

Представляется, что вышестоящий Совет не должен вмешиваться в Дела своих нижестоящих Советов в той их части, которая имеет отношение исключительно к тем вопросам их территорий, которые никак не связаны с вопросами их какого-либо взаимодействия с территориями вне территории своего вышестоящего Совета. И именно эти и только эти вопросы и проблемы взаимодействия его подтерриторий с «заграничными» для рассматриваемого вышестоящего Совета являются его Делом [14])

Решение некоторой части вопросов такого взаимодействия своих подтерриторий с «заграничными» вышестоящий Совет может оставить Советам подтерриторий, но это должно фиксироваться местным законодательством на уровне этого вышестоящего Совета. Здесь обязанность Совета – обеспечивать достижение максимальной экономической пользы для всех подопечных территорий от их взаимодействия как между собой, так и с другими территориями в их совместных под-Делах, определяемых этим вышестоящим Советом. В остальном вышестоящий Совет может и должен помогать нижестоящим Советам разнообразными полезными для них сведениями о различных научных, технических, технологических, организационных и т.п. новинках с целью их возможного использования ими у себя. Это в его экономических интересах.

Спектр задач по жизнеобеспечению подведомственной региону территории и её развитию, а также по финансированию и, тем самым, управлению учреждениями, может быть более широким и разнообразным, чем это имеет место для муниципального образования нижнего уровня. Для успешного управления процессами выполнения этих задач может потребоваться структура, состоящая из ряда делократических Управленческих предприятий, каждое из которых специализируется на управлении выполнением только задач одного из направлений спектра. Работа Совета региона с такими Управленческими предприятиями (структурами) напрямую, т.е., по-сути, управление ими для обеспечения согласованной и взаимоувязанной их работы, выходит за границы предназначения Советов.

Поэтому с такими Управленческими предприятиями целесообразно работать ещё одному Управленческому предприятию, которое и будет ими управлять. Такое управленческое предприятие можно, опять же, новомодно назвать Правительством  [15]), а подчиняющиеся ему Управленческие предприятия (его подразделения) – так же новомодно – Министерствами. Правительство и его Министерства вместе образуют, по своей сути, одно делократическое предприятие управленческих услуг. Министерства управляют такими жизнеобеспечивающими отраслями, как электроэнергетика, газоэнергетика, дорожная сеть, транспорт, связь и т.д., и т.п., а также учреждениями и их делократическими структурами в регионе (медицинскими, образовательными, охраны правопорядка, судами и т.д.). Функциональная структура региона представлена на рис. 7.

Рис.7.

Делократическое (снизу вверх) бюджетное финансирование всех учреждений с их управленческими структурами и предприятий с их подразделениями и отраслевыми управленческими структурами осуществляется в регионе через нижерасположенные промежуточные Советы и их Бюджеты. Это вызвано следующими обстоятельствами.

Все учреждения и предприятия с их подразделениями всегда расположены в населённых пунктах этого региона, не имеющих в своём составе административно выделенных единиц (городских районов), т.е. на территориях муниципальных образований самого нижнего уровня. Поэтому такое их финансирование из Бюджета рассматриваемого региона должно поступать им через Советы и их Бюджеты промежуточных уровней до уровня, где расположены эти учреждения и предприятия. Например, областному Совету необходимо профинансировать расположенные в разных населённых пунктах области конкретное предприятие и его подразделения, выполняющие работы по заданию Управленческого предприятия области.

Поскольку Бюджеты соответствующих населённых пунктов всегда подвластны их Советам, то для этого областной Совет должен через соответствующие Советы перечислить деньги во все Бюджеты тех населённых пунктов области, где расположены это предприятие и его задействованные в этих работах подразделения. Напрямую это нельзя осуществлять, поскольку взаимодействие Советов разных уровней осуществляется, как отмечено в начале стр. 13, только через ближайший по вертикали Совет, включающий оба эти взаимодействующие Советы, если такое взаимодействие не разрешено законодательно соответствующим (в данном случае областным) Советом.

Точно так же финансируется, например, научное учреждение, расположенное в одном из городских районов областного центра. Из областного бюджета выделенные для него деньги перечисляются сначала в Бюджет города, а затем в Бюджет соответствующего городского района. Эти операции совершаются Советами области, города и района.

Важно понимать, что получение каким-либо предприятием или учреждением денег из Бюджета территории, где это предприятие или учреждение расположено, не означает, что оно финансируется из этого Бюджета, а не из более вышестоящего. В этот Бюджет всего лишь перечислены для него деньги.

Всё это диктуется тем, что только Советы обладают соответствующими властными полномочиями работать со своими Бюджетами.

4. Советы и их делократическое предназначение.

4.1. Советы предприятий.

Прежде чем перейти к рассмотрению Советов предприятий, уточним, что Советы в обязательном порядке имеются только у тех предприятий, работники которых являются совладельцами их средств производства [16]).

Поскольку:

  • для каждого вида учреждений законодательством территорий (и государственными стандартами) определяются виды и объёмы всех необходимых им средств производства;
  • учреждения имеют полное бюджетное финансирование,

то учреждения всегда арендуют средства производства, и к предприятиям, в которых все работники являются совладельцами средств производства, не относятся, а потому наличие Советов у них необязательно.

Средства производства учреждений – это здания и сооружения, всё оборудование, вся техника и т.д. Их сооружение, приобретение, соответствующие амортизационные расходы осуществляются из налогов, оплачиваемых всеми жителями соответствующей территории, проживающими во времена запуска конкретного учреждения в работу, во времена его работы, в периоды его переоснащения. Поэтому совладельцы таких средств производства – все эти жители, а после их кончины ­– их потомки. Вся арендная плата любого учреждения идёт на оплату соответствующих дивидендов каждому такому жителю как совладельцу этих арендуемых средств. Дивиденды каждого жителя аккумулируются в его Фонде дивидендов на имущественные паи [5] Бюджета территории (низового уровня) его проживания [17]).

Плата учреждений за аренду средств производства включается как фиксированная величина в их бюджетное финансирование. Поэтому весь персонал каждого учреждения будет рачительно и эффективно использовать средства производства без ущерба результатам деятельности учреждения, поскольку это будет приводить к росту доходов персонала [18]).

Следует также отметить, что для каждого вида учреждений законодательством территорий (и государственными стандартами) определяются и их штатное расписание, и рекомендуемые оклады. Вместе с размером аренды средств производства это полностью определяет величину бюджетного финансирования каждого учреждения.

Возвратимся к Советам производственных предприятий. До этого о Советах этих предприятий лишь упоминалось в разделе 1 (стр. 4) как о принципиально важном элементе всякого делократического предприятия. Рассмотрим здесь их предназначение и функции, а затем способы их формирования и оплаты результатов их труда.

Во-первых, Совет производственного предприятия разрабатывает варианты проектов Плана и Бюджета предприятия, согласовывает их с будущими потребителями, с Советами территорий его нахождения и Советами территорий подчинения. Выбирает и утверждает вариант Плана и вариант Бюджета (из предложенных Советом) собрание трудового коллектива предприятия или конференция представителей подразделений предприятия, если оно не маленькое. Совет отслеживает протекание производственного процесса, текущую и «завтрашнюю» потребности в его продукции. При возникновении ситуаций, требующих внесения в План и/или Бюджет тех или иных изменений, процедура работы Совета предприятия с Планом и Бюджетом (разработка корректив, их согласование и утверждение) повторяется.

Во-вторых, Совет в атмосфере широкого обсуждения разрабатывает варианты (см. рис. 3):

  • соотношений фондов коллективного и личного распределения (дохода) производителей предприятия;
  • процентов, которые производители и управленцы должны платить от своего дохода тем, кто ими управляет, за результаты их управленческого труда,

а затем выносит их на рассмотрение, выбор приемлемых вариантов и их утверждение собранием трудового коллектива предприятия или конференцией представителей подразделений.

В-третьих, осуществляет представительство предприятия прежде всего в общении с текущими и потенциальными потребителями его продукции, в Совете территории его расположения и в Совете территории его подчинения.

Как, кого, почему и в каком количестве выбирать из сотрудников предприятия в члены такого Совета – дело вполне понятное коллективу любого делократического предприятия. Опыт постоянного обдумывания «как бы на чём-то сэкономить, что ещё усовершенствовать» тому порука.

Выбор будущих членов Совета из предлагаемых коллективом кандидатур и нужного коллективу их количества также происходит на собрании трудового коллектива предприятия или конференции представителей подразделений, где принятые решения этим собранием (конференцией) и утверждаются. Там же обсуждается, принимается и утверждается коэффициент от доходов каждого сотрудника предприятия, который будет его оплатой результатов дополнительного (помимо основного) труда членов избранного Совета.

4.2. Советы самоуправляемых территорий.

Как было отмечено ранее, вся полнота управленческой власти в территориально-административных самоуправляемых структурах принадлежит соответствующим Советам. Совет территории эту свою управленческую власть получает от народа территории в акте избрания народом своего Совета. Поскольку полной (настоящей) властью обладает лишь тот, кто поощряет и наказывает, то такой властью обладает исключительно народ территории, так как он и только он на референдуме выносит своё решение о поощрении или наказании своего Совета за результаты его управленческой деятельности, порученной ему народом.

Очевидно, что всякая власть только тогда является властью, когда у неё есть сила, способная заставить кого бы то ни было ей подчиниться. Поэтому не лишним будет здесь заметить, что все силовые структуры должны для этого подчиняться только и непосредственно народу через Советы и более никому [19]). Тем не менее, при этом надо обязательно иметь ввиду следующие соображения.

Основополагающей причиной возникновения структур, потенциально способных организовать и совершить свержение власти, являются финансовые средства, достающиеся их владельцам тем или иным нечестным путём, поскольку эти наворованные финансы вполне могут использоваться их владельцами и для подкупа силовиков. При бюрократических технологиях управления обществом это рано или поздно непременно происходит, поскольку эти технологии не содержат никаких объективных механизмов сдерживания свойственного человеку детского эгоизма от его перерастания в безграничный паразитизм, а субъекты, препятствующие такому процессу или тормозящие его, не вечны по естественным или искусственным причинам.

Но этого не допускают делократические технологии управления обществом, так как при них невозможен наёмный труд – одна из двух основ существования паразитизма [20]). Именно это непосредственно влечёт экономическую невыгодность частного владения сколько-нибудь значимыми средствами производства при делократическом управлении обществом. Уже эти отмеченные особенности делократических технологий управления, кроме других, эффективно уничтожают саму почву, на которой неизбежно произрастает и бурно расцветает экономический паразитизм, неминуемо порождающий не только процессы свержения власти, но и всяческие войны – с целью своего ещё большего обогащения.

Дело всякого Совета – это стратегическое управление всей своей территорией с целью её укрепления и развития.

Стратегическое же управление народным хозяйством и жизнеобеспечением этой территории является, по заданию Совета, Делом управленцев Управленческих и народнохозяйственных предприятий территории соответствующего Совета.

Прежде чем описывать принципы формирования Советов, следует немного осветить специфику их управленческого труда, его в некоторой степени особость. Именно из этого следует исходить при рассмотрении принципов и технологии формирования Советов, которые будут рассмотрены ниже.

Очевидно, что эффективное стратегическое управление той или иной конкретной территорией посильно далеко не любым её жителям. Такие управленцы – члены Советов – должны обладать рядом способностей (в частности, аналитических, прогностических, творческих), достаточным объёмом определённых знаний и умений (в частности, умением работать в коллективе, умением замечать даже крупинки полезного для их Дела как в опыте, так и в предложениях и замечаниях других людей), иметь в душе неусыпное стремление приносить пользу людям, пользу обществу, пользу стране. Члены Совета должны иметь постоянный интерес к тому, как обстоят дела у Советов хотя бы такого же уровня не только в своём регионе, но и в других регионах, что полезного можно у них почерпнуть, что полезного из своего опыта можно им посоветовать.

Помимо Съезда (всех) Советов, проводящегося с регулярной периодичностью, Советы всех нижестоящих уровней должны время от времени проводить свои конференции и форумы с целью обмена опытом и обсуждения перспектив развития своих территорий.

Члены Совета должны помогать и производственным предприятиям узнавать всякие появившиеся в стране и мире полезные для них технологические и управленческие новинки, позволяющие снижать издержки и себестоимость, повышать качество продукции, организовывать для производственников семинары и конференции, на которых они могли бы обмениваться передовым опытом, узнавать о появившихся тех или иных полезных им новинках.

Важно отметить, что такая работа членов Совета территории увеличивает доходы производственников, снижает себестоимость их продукции за счёт уменьшения использования различных ресурсов, увеличивает (если это необходимо) объёмы производства, а тем самым их отчисления в бюджет территории. Всё это увеличивает и доходы самих членов Совета.

Прежде чем рассматривать принципы технологии оплаты результатов труда членов Советов, напомним, что ранее было показано следующее. При делократии оплата результатов труда всех управленцев (управленцев производственных и управленческих предприятий, управленцев учреждений) осуществляется исключительно снизу вверх. Начинают эту оплату результатов управленческого труда непосредственные производители всего, что необходимо обществу. Они оплачивают результаты необходимого им управленческого труда своих непосредственных управленцев (управленцев нижнего уровня – см. рис. 3 на стр. 5), которые, продолжая цепочку проплат, в свою очередь, оплачивают необходимые им результаты управленческого труда управленцев следующего уровня.

На территории конкретного Совета, в том числе и Совета, содержащего подтерритории со своими Советами, такая цепочка заканчивается оплатой результатов управленческого труда членов Совета этой территории. Например, результаты управленческого труда главного врача поликлиники оплачивают врачи, непосредственно занимающиеся лечением и профилактикой заболеваний приписанного к данной поликлинике населения.
Процент отчислений от доходов главных врачей поликлиник и больниц территории получает в качестве своего дохода Главный врач данной территории, в управлении которого находятся все эти поликлиники и больницы. Он, как руководитель медицинской учрежденческой структуры территории, вносит процент своего дохода, определённый законодательством территории, в специальный Фонд Бюджета территории (см. начало 10-й стр.), на который поступают средства, идущие только на оплату результатов труда членов Совета.

Оплата результатов труда всех членов каждого конкретного Совета территории производится из вносимых в этот специальный Фонд взносов:

  • всего персонала (и их помощников) производственных, Управленческих предприятий территории и её учреждений – в виде некоторых процентов (установленных Законодательством для территории и всех её подтерриторий) от их чистых доходов [21]);
  • всех не связанных с работой на предприятиях, но имеющих доход, жителей территории – в виде некоторого законодательно установленного процента от их чистых доходов или, например, одинаковой для всех таких «индивидуальных предпринимателей» суммы;
  • каждого жителя территории Совета – в виде единого установленного Государственным Законодательством процента от величины дивидендов жителя от его доли владения природными ресурсами страны [22]) и от его дивидендов на имущественные паи (см. стр. 16);
  • всех производственных предприятий территории – в виде определённых (законодательно) процентов от их взносов в Бюджеты территорий их нахождения. Эти проценты размещаются в специальных Фондах Советов таких подтерриторий. Каждый такой Совет с полученной итоговой суммой таких взносов поступает следующим образом. Фиксированный (законодательно) процент от этой итоговой суммы направляется Советом подтерритории в Бюджет своего непосредственного вышестоящего Совета (для его специального Фонда) как оплата членам этого вышестоящего Совета результатов их соответствующего управленческого труда. Остальная часть суммы идёт на оплату результатов труда членов самого Совета подтерритории. Всякий непосредственно вышестоящий Совет с такими взносами поступает точно так же;
  • главного управленца Управленческого предприятия – в виде законодательно установленного процента от его дохода, идущего на оплату результатов управленческого труда, оказываемого Управленческому предприятию своим Советом.

Все такие взносы аккумулируются в специальном Фонде Бюджета каждой территории, предназначенного только для оплаты результатов управленческого труда членов Совета этой территории и членов Совета следующего уровня.

Разъясним теперь, что понимается под дивидендами жителей от их доли владения природными ресурсами страны.

В бюрократически управляемых странах природные ресурсы страны (земля, леса, водоёмы и другие водные ресурсы, ископаемые и т.д.) не являются общими. В капиталистических странах они, за исключением не столь многочисленных ресурсов общего пользования, имеют своего хозяина, т.е. находятся в частном владении. Чем “лакомее” ресурс, тем более богатый собственник им владеет.
В СССР не было частной собственности на природные ресурсы и объявлялось, что природные ресурсы принадлежат народу. Но распоряжаться ими (до поры в интересах народа) фактически могли только партийные и советские руководители высоких рангов. “Перестройка” вмиг обнажила фактическую пустоту принадлежности природных ресурсов народу.

В делократическом обществе (государстве) никакой частной собственности на природные ресурсы быть не может, они являются достоянием всего населения. Подобно тому, как это было в селении Шукты при М. Чартаеве [5], за каждым рождающимся жителем страны сразу же закрепляется одинаковая со всеми жителями страны доля (пай) по каждому известному и учтённому природному ресурсу. Эти доли не наследуемы. Если человек умирает, его доли передаются первому вновь родившемуся.

Любое использование природных ресурсов основываться на аренде. Арендатор полностью отвечает за состояние арендуемого ресурса и регулярно выплачивает государству за его аренду зависящий от приносимой ресурсом выручки налог, из которого каждый житель страны имеет свою одинаковую со всеми долю как дивиденд за владение частью этого ресурса.

Такой механизм обращения с природными ресурсами страны делает их владение подлинно всенародным и максимально эффективным  [23]).

Описанная выше технология оплаты результатов труда членов Совета мотивирует каждого из них:

  • способствовать производственным предприятиям в выпуске их продукции, в сбережении используемых ими всевозможных ресурсов и в развитии, совершенствовании, улучшении эффективности используемых ими технологий с целью снижения себестоимости и увеличения качества их продукции, а также в расширении её сбыта;
  • содействовать увеличению доходов всех работников промышленных и сельскохозяйственных производственных предприятий, персонала Управленческих предприятий (управленцев), персонала всех учреждений на подведомственной Совету территории за счёт совершенствования используемых ими производственных и управленческих технологий, экономии всевозможных производственных расходов;
  • развивать сеть производственных предприятий, всевозможные народные промыслы, различные формы производственной и потребительской кооперации на своей территории, приносящие пользу обществу;
  • достигать максимальной трудовой занятости населения (каждый, кто имеет доход, добавляет свою “копейку” в доход каждого члена Совета), что, к тому же, благоприятствует и увеличению населения, т.е. росту рождаемости.

Поскольку снижение себестоимости продукции при делократическом управлении будет сопровождаться снижением цен, то стоимость денег как инструмента взаимообмена результатами труда будет увеличиваться, как это было в сталинском СССР [4]. Это также будет увеличивать реальные доходы всех производственников, работников учреждений и управленцев всех уровней.

Советы территорий для своей работы всегда будут использовать труд вспомогательных работников (для обслуживания технических средств, ремонта зданий и помещений, уборки помещений и территории и т.д.). Технология оплаты результатов труда этих специалистов такая же, как и у производителей производственных предприятий ­– совместная из своих доходов, т.е. из средств специального Фонда в Бюджете территории Совета. Оставшиеся средства этого фонда – это личные доходы членов Совета.

Каждый член Совета оплачивает результаты труда своих помощников из своих личных доходов.

Непременной обязанностью каждого Совета является участие в разработке и утверждении экономического Плана и Бюджета своей территории с учётом планов всех подведомственных ему предприятий, а также Планов и Бюджетов Советов его подтерриторий, если таковые имеются. Совет согласовывает разрабатываемые им План и Бюджет с вышестоящим Советом перед их утверждением.

Важной обязанностью Совета самого верхнего уровня (Государственного Совета) является разработка Государственного Законодательства, организация его общественного обсуждения и принятия на всенародном референдуме. Важно, что формулировка Государственным Советом ряда Законов должна допускать их уточнение в определённых рамках нижестоящими Советами, чтобы можно было учитывать соответствующую территориальную и/или временную их специфику. Соответствующие уточнения входят в обязанность всех нижестоящих Советов.

Рабочие заседания Советов всех уровней должны проводиться открыто, если обсуждаемые Советом вопросы не имеют отношения к государственной тайне. 

Более подробно структура территориальных Бюджетов и технологии разработки Планов в этом эскизном рассмотрении обсуждаться не будут, т.к. изложенного достаточно для раскрытия сути технологий делократического управления обществом.

Не менее важной задачей членов Совета территории является разбивка своего Дела управления территорией, определённого Планом и Бюджетом, на взаимоувязанные под-Дела для исполнителей этих под-Дел, для которых они будут их Делами. Такая разбивка может Советом со временем корректироваться и даже меняться.

Для подбора соответствующих предприятий-исполнителей и управления ими Совет заключает с Управленческим предприятием (Правительством) соответствующий хозяйственный Договор. Подбор надлежащих исполнителей указанных в Договоре Дел (под-Дел Совета) входит в обязанность Управленческого предприятия (Правительства). Оно может изменять набор указанных в Договоре Дел (разбивку Совета), как разбивая, так и объединяя некоторые из них, не меняя и не ухудшая запланированных Советом результатов выполнения Договора.

4.2.1. Управление учреждениями.

Рассмотрим, как Советы делократически управляют учреждениями и их управленческими структурами. Такое управление отличается в сторону упрощения от управления Советов производственными предприятиями жизнеобеспечения и развития территории с использованием Управленческих предприятий.

Для финансирования деятельности учреждений в Бюджете территории для каждого их вида выделяются и утверждаются решением Совета (или устанавливаются местным законодательством) определенные вилки процентов от суммы бюджетных доходов   [24]). Например, на здравоохранение выделяется 5 ± 0,1% бюджетных доходов, на воспитание и образование – 5,5 ± 0,1%, на охрану правопорядка – 4,2%  [25]) и т.д.

Структуры всех учреждений (районного, областного регионального, государственного уровней) финансируются [26]) снизу, начиная с их низовых учреждений, расположенных в конкретных населённых пунктах на определённых уровнях управленческой (территориальной) иерархии. Совет территории из своего Бюджета через Советы и Бюджеты своих подтерриторий направляет, с определённой регулярностью, для каждого такого низового учреждения в Бюджет территории, где оно расположено, средства оплаты результатов его работы.

Поскольку для каждого типа учреждений виды и объёмы всех необходимых им средств производства и затраты на их оплату определяются законодательно (стр. 15, подраздел 4.1 в его начале), то сотрудникам низового учреждения заранее известен предлагаемый «заказчиком» размер их доли в получаемой оплате результатов их работы – размер их дохода в случае надлежащего выполнения ими своей работы. Каждому низовому учреждению также заранее известно, как эта доля будет конкретным образом увеличена за счёт поощрительной надбавки за улучшение планировавшегося результата или уменьшена за недостижение запланированного результата из-за нерадивости. Цель коллектива учреждения – эту долю увеличить за счёт всевозможной разумной, не в ущерб результатам, экономии на расходах.

Каждое низовое учреждение или управленческая его надстройка направляет (через Совет своей территории) своему управленцу (в Бюджет территории размещения управленца через Совет этой территории) законодательно зафиксированный определённый процент от всей суммы доходов своего персонала.

Например, сельские, районные, городские, областные, региональные, центральные больницы отчисляют указанный процент (каждая собственный) своему управлению:

  • сельская больница и больница города без районов – районному управлению;
  • больница городского района – городскому управлению;
  • городская больница – областному управлению;
  • областная больница – региональному управлению;
  • региональная и центральная больницы – государственному медицинскому управлению.

Управленческие медицинские структуры:

  • управления городов без районов – районным управлениям;
  • управления районов в городах – городскому управлению;
  • районные управления и управления городов с районами – областному управлению и т.д.

Конспективно принципы технологий финансирования оплаты Советом территории результатов труда медиков, работников сферы воспитания и образования, науки, охраны правопорядка, судов, прокуратуры и т.д. могут состоять в следующем.

Учреждения сферы воспитания и образования. Покупаемый результат труда: воспитание детей и их подготовка к школе; обучение школьников, учащихся техникумов, студентов ВУЗов. Поощрительная доплата за успехи воспитанников, учащихся и студентов, которые выражаются: уровнем подготовки воспитанников к школе; процентом выпускников школ, поступающих в ВУЗы; выпускников ВУЗов – в аспирантуры; процентом востребованных производственными предприятиями.

Медицина. Покупаемый результат труда: здоровье населения. Поощрительная доплата за произошедшее улучшение показателей здоровья населения. Наказание –за произошедшее ухудшение этих показателей [27]). Можно установить, что оплата больничных и похоронных, хотя бы частично, также осуществляется из выделяемых медикам сумм. Это будет стимулировать медиков максимально заботиться о здоровье и долголетии всех граждан.

Наука. Покупаемый результат труда: научные достижения как основа развития прикладных научных направлений. Выделяемые средства не предусматривают доплат за степени и звания [28]).

Охрана правопорядка. Покупаемый результат труда: отсутствие правонарушений и преступлений. Наказание: если имели место правонарушения и преступления, то возмещение материального и морального ущерба гражданам и обществу от них – из выделенных учреждению сумм. Дело учреждения выявлять не только правонарушителей и преступников, но и виновников из числа работников правоохранительных органов, по нерадивости которых произошли эти правонарушения и преступления, и взыскивать ущерб также и с них.

Суды. Покупаемый результат труда: справедливость судебных решений как отсутствие фактов успешного их опротестовывания. Наказание – за несправедливость судебных решений: возмещение из этих же средств, выделенных Советом территории конкретному судье, всех затрат осуждавшихся, понесённых ими на судебные процессы, которые затем были опротестованы, а также на возмещение осуждавшимся морального ущерба.

Независимые от судов надзорные судебные службы. Покупаемый результат труда: отсутствие фактов успешного опротестовывания судебных решений. Поощрительные доплаты – за факты успешного опротестования того или иного судебного решения. Наказание – за факты невмешательства в судебные процессы, решения которых были опротестованы в вышестоящих судах.

Прокуратура. Покупаемый результат труда: отсутствие проигранных процессов с участием прокуратуры. Поощрительные доплаты – за возбуждённые прокуратурой процессы, которые судами были окончательно удовлетворены. Наказание – за окончательно выигранные истцами в судах процессы, обвинение в которых поддерживала прокуратура, или эти процессы требовали поддержки прокуратуры, но не имели её в судах.

Иные надзорные службы. Покупаемый результат труда: отсутствие процессов, требовавших вмешательства надзорных служб. Поощрительные доплаты – за успешные опротестования обнаруженных нарушений.  Наказание – за не опротестованные ими нарушения, успешно опротестованные прокуратурой или вышестоящими надзорными службами. 

Учреждения культуры. Покупаемый результат труда: отсутствие фактов проявления невежества, бескультурья, дурновкусия в мероприятиях учреждений культуры, интерес населения к высокому духоподъёмному искусству. Поощрительные доплаты – за расширение учреждениями спектра своих духоподъёмных воздействий на население, за возрастание интереса населения к народной культуре, к высокому искусству. Наказание – за факты проявления невежества, бескультурья, дурновкусия в мероприятиях учреждений культуры.

Силовые структуры.
Содержание приведённого списка предстоит уточнять и совершенствовать, а сам список расширять.

4.3. Технологии формирования Советов.

Только теперь, когда подробно, насколько это позволяет заявленный эскизный подход к теме, рассмотрена специфика задач (Дел), решаемых членами Советов различных уровней, можно рассмотреть технологию их формирования.

Начнём с Советов самого нижнего уровня ­– Советов территорий, не имеющих административных подтерриторий. Выборы таких Советов следует проводить открытым голосованием всех взрослых жителей соответствующей территории.

Членов Советов всех остальных уровней подбирают (при широком общественном обсуждении) и выбирают открытымголосованием все члены всех Советов на один уровень ниже. При этом, следует предусматривать определённые пропорции количества членов в каждом конкретном Совете, представляющих интересы жителей, учреждений, промышленных предприятий территории Совета. Эти пропорции можно фиксировать соответствующими территориальными законодательными актами.

Очевидно, что эти пропорции должны отражать степень жизненной значимости соответствующих структур для каждой конкретной территории. Так, для небольшого населённого пункта с одним градообразующим производственным предприятием в его Совете выразители интересов этого предприятия могут существенно преобладать, а то и исчерпывать его состав, что справедливо. Но их уровня понимания (даже житейского) проблем воспитания и образования, медицины, правопорядка, культуры для такого населённого пункта будет вполне достаточно для успешного делократического управления соответствующими направлениями работы Совета.

Или, например, в Совете Советского района города Новосибирска, называемого Академгородком, его подавляющее число членов будет выражать в первую очередь интересы сотрудников более четырёх десятков его научных учреждений [29]),составляющих существенно значимую часть жителей района. Профессионализма у избранных такими избирателями членов Совета вполне хватит, чтобы успешно решать как вопросы развития науки и стратегического управления территорией, так и несколько более простые вопросы, но не менее важные для всего населения района, – вопросы жизнеобеспечения, воспитания, образования, медицины, охраны порядка, культуры и т.д. 
Тем более, что управление их решением сводится к профессиональному планированию, прогнозированию, наблюдению за состоянием, заключению соответствующих договоров с исполнителями в вопросах жизнеобеспечения и к проверке исполнения этих договоров.

Для Советов уровня, по крайней мере, области и выше задачи делократического управления значимыми для общества не производственными сферами (воспитанием и образованием, медициной, наукой, культурой, судами, надзорными органами и др.), а также их развития и совершенствования более объёмны и разнообразны. Поэтому количественная доля членов Советов, которым предстоит заниматься управлением этими сферами, будет более высокой. Величина такой доли и пропорции её составляющих по каждой из сфер должны отражать для конкретного территориального Совета степень важности той или иной общественно значимой сферы для территории этого Совета.

Заканчивая краткое рассмотрение технологий формирования Советов, заметим, что каждому выбранному члену Совета не запрещается совмещать свою работу в Совете с другой его работой. Это не влияет на величину его дохода как члена Совета, которая может зависеть лишь от выполняемой им работы в Совете.

После выборов на первом своём заседании члены Совета избирают председателя Совета. Полномочия председателя Совета ограничиваются, в основном, функциями организационно-протокольного обеспечения подготовки и проведения рабочих заседаний Совета, а также представительскими.

На процедуру принятия любого решений каждым Советом будет оказывать влияние то, что ответственность членов всех Советов перед избирателями за принятые ими решения у всех одинаковая (см. далее), независимо от того, как каждый из них голосовал: “за”, “против”, “воздержался” или “участия не принимал”. Поэтому процедура принятия решений должна обеспечивать разумные ограничения времени обсуждения и принятия окончательного решения каждого вопроса. 

Оценку результатам работы всякого Совета выносят все совершеннолетние жители соответствующей территории на референдуме всех взрослых жителей территории Совета в конце срока его полномочий. Такая оценка может иметь, как предложено в [7], лишь три значения: “заслуживают поощрения”, “заслуживают наказания”, “без последствий”. Вид и степень как поощрения, так и наказания, одинаковы для всех без исключения членов Совета, они устанавливаются соответствующим территориальным Законодательством. Такой Закон для Совета территории принимается всеми совершеннолетними жителями территории на референдуме этой территории.

Поощрения могут быть от выплаты всем членам Совета некоторого вознаграждения до награждения всех их региональными или государственными наградами. Наказания могут быть от выплаты всеми членами Совета всей компенсационной суммы денег за причиненный их управлением ущерб и до их тюремного заключения на определённый срок.

Оценку “заслуживают наказания” члены Совета могут получить от избирателей, например,  за то, что они по своей нерадивости не предусмотрели в принятом ими Плане и Бюджете некоторые работы и их бюджетное обеспечение (допустим, истекали сроки обязательной проверки технического состояния конкретного сооружения), и это привело к непредвиденным членами Совета дополнительным затратам финансов и ресурсов, а то и к трагедии (например, разрушилась дамба).

При оценке результатов работы членов своего Совета избиратели обязательно должны обращать внимание и на то, какими оказались, по их мнению, результаты работы членов вышестоящего Совета. Ведь в подборе и избрании членов этого вышестоящего Совета непосредственно участвовали и члены их Совета, а потому они должны нести свою долю ответственности как за положительные, так и за отрицательные результаты работы этого избранного ими вышестоящего Совета.

Заключение.

В завершение данного эскизного рассмотрения соображений о справедливой и поистине народной власти надлежит обратить внимание на следующее немаловажное обстоятельство.

При бюрократических технологиях управления обществом считается, что в государствах вся власть принадлежит правительствам. За право формировать правительство государства – структуру, которую население считает властью – борются политические партии, каждая из которых представляет собой организованное ядро, выражающее в той или иной степени интересы определённой части населения этого государства.

В капиталистических странах так называемой демократии за право формировать правительство борются несколько (не менее двух) партий. Фактически же, борьбу за власть, изображая «демократию», ведут, с целью своего наибольшего обогащения, хозяева этих партий – владельцы больших паразитических капиталов.

В СССР, управлявшемся бюрократически, фактической властью было не правительство, хотя оно таковой и считалось, а единственная партия идеологии стремления к справедливости (называвшаяся ВКП(б), затем КПСС), которая через Верховный Совет формировала правительство, выполнявшее её волю. Поскольку всякое бюрократически управляемое общество не имеет экономических механизмов недопущения паразитизма, то крах СССР был неизбежен – время заменяет, раньше или позже, идеологически стойких руководителей приверженцами материальных ценностей, разрушительный паразитизм которых возникает и крепчает незаметно для общества.

При делократических технологиях управления обществом власть принадлежит народу, который, избирая подотчётных ему и ответственных перед ним своих представителей (своих порученцев) – членов Советов, поручает им на определённый период времени лишь управленческие функции своей власти. Главную же, определяющую функцию власти – поощрять и наказывать – народ оставляет за собой.
Эту свою настоящую власть народ каждой территориальной единицы или региона осуществляет на своих территориальных референдумах, вынося оценку результатам управленческого труда членов своего предыдущего Совета. Данная оценка определяет либо величину поощрения – оплаты этих результатов («считать их оплаченными»; «дополнительно отблагодарить за перевыполнение плана» финансово или наградами), либо характер наказания («рублём» или тюремным заключением) за проявленную нерадивость.

Такая подлинно народная власть формируется и укрепляется не по тем или иным идеологическим или религиозным представлениям и соображениям, неизбежно раскалывающим общество, а, по крайней мере, присущей каждому здравому человеку естественной – «не наживы, а прокорма ради» – экономической мотивацией его поведения. Но нельзя не учитывать и духовные мотивы, воспитание и закрепление которых в людях невольно будет происходить при таком управлении обществом. Ведь при делократии всякий труд на пользу обществу требует творчества, а творчество на пользу обществу способствует духовному росту.

 Стоит ли сомневаться, что такое своё поведение будет считать справедливым не только тот или иной конкретный человек, но и каждый из них, т.е. всё общество? И именно эта всеобщая экономическая справедливость, основа всех остальных справедливостей, будет не разъединять, а объединять, сплачивать всё общество – управляемых и управленцев, – надёжно гарантируя его устойчивость.

И, конечно же, такое общество несомненно будет изумляющим и вдохновляющим примером для других.

Гаврилко Б.П., 2024 г.

Список источников.

1. Мухин Ю.И. Путешествие из демократии в демократию и дорога обратно. Гарт, 1993. https://books.google.ru/books/about/%D0%9F%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5_%D0%B8%D0%B7_%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80.html?id=zH6LAAAAMAAJ&redir_esc=y

2. Мухин Ю.И. Наука Управлять Людьми. Изложение Для Каждого. https://royallib.com/book/muhin_yuriy/nauka_upravlyat_lyudmi_izlogenie_dlya_kagdogo.html

3.  Анри Файоль. Общее и промышленное управление. Центральный Институт труда. Москва – 1923. https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_007987755/

4.  Гаврилко Б.П. Успехи Сталинского Метода повышения экономической эффективности.
https://narkor.ru/uspehi-stalinskogo-metoda-povysheniya-ekonomicheskoj-effektivnosti/
https://pdsnpsr.ru/blog_posts/10662-uspekhi-stalinskogo-metoda-povysheniya-ekonomicheskoj-effektivnosti-kak-rezultat-zarozhdavshikhsya-novykh-proizvodstvennykh-otnoshenij_28062020

5.  Ботвиновский В.В. Делократическая система Чартаева как образ производственных отношений будущего.
https://narkor.ru/delokraticheskaya-sistema-chartaeva/
https://pdsnpsr.ru/articles/10663-delokraticheskaya-sistema-chartaeva-kak-obraz-proizvodstvennykh-otnoshenij-budushhego_28062020

6. Протопопов А.И. Делократия или самосовершенствующиеся производственные системы. http://устойчивоеразвитие.рф/files/monographs/Protopopov.pdf

7. Мухин Ю.И. Командировка в государство солнца. https://newsland.com/post/3571471-iuimukhin-komandirovka-v-gosudarstvo-solntsa

8.  И. Гундаров. К вам ещё не залезли в постель? Залезут и признают экстремистом.  https://www.youtube.com/watch?v=zBz4Rn1xFlo.


Сноски:

[1])   Свои доли в коллективных фондах предприятия имеют все его работники, в том числе и управленцы, и вспомогательные работники.

[2])   За счёт экономии ими ресурсов и совершенствования используемых ими технологий.

[3])   Более того, он может оказывать свои, например, транспортные услуги даже руководителю.

[4]) Более того, нередкими будут случаи, когда такое предприятие будет состоять всего из двух-трёх управленцев. 

[5]) См. определение этого термина на стр. 3.

[6]) Это значит, что все задания Управленческого предприятия производственным предприятиям финансируются из бюджета, а все предприятия-учреждения полностью находятся на бюджетном финансировании.

[7])   Напомним, что в этом специальном Фонде аккумулируются доходы всех членов Совета.

[8])   Под производственными ресурсами и средствами производства управленцев здесь понимаются необходимые им помещения, мебель, современная цифровая оргтехника, средства коммуникаций и т.п., а также соответствующее ресурсы поддержки их работоспособности.

[9])   Следствие этого – больше доходов у членов муниципального Совета.

[10]) Неуправляемые Управленческим предприятием.

[11]) Такое своё решениеУправленческое предприятиеобязано через свой муниципальный Совет согласовать с Советом следующего (более высокого) уровня, чтобы не нарушить его полномочия самоуправления. Такие полномочия обсуждаются в следующем разделе. 

[12]) Такие взносы нужны, чтобы муниципальный Совет мог финансировать соответствующие муниципальные службы (медицину, образование, милицию, общественный транспорт, связь, службу ухода за зелёными насаждениями и т.д.) с учётом обслуживания этими службами персонала предприятий-исполнителей, а дорожную службу – для обслуживания их транспорта.

[13]) Это имеет место для всякого предприятия или учреждения. Если утверждается, что оно расположено в таком-то городе, у которого имеются районы, то фактически оно расположено в одном из районов этого города. 

[14]) Очевидно, что они будут влиять на Бюджет и, возможно, План этого вышестоящего Совета.

[15]) От слов “править”, “управлять”. Делократические управленческие структуры не умаляют управленческое полновластие Советов.

[16]) Напомним, что всегда такими являются сельскохозяйственные и промышленные производственные, а также управленческие предприятия при делократическом управлении обществом. 

[17]) Продолжение темы дивидендов и паёв см. на стр. 20.

[18]) Рост доходов персонала учреждения влечёт рост доходов:

  • персонала его Управленческого предприятия;
  • членов Совета территории его расположения, который финансирует это учреждение и всячески способствует его успехам;
  • и т.д. вверх по линии Советов и Управленческих предприятий (правительственных подразделений) вплоть до их самых верхних уровней.

[19])   Возможные действенные механизмы практической реализации такого подчинения силовых структур народу могут быть изложены в отдельной заметке.

[20])   Второй древнейшей основой паразитизма является ростовщичество, также невозможное при делократическом управлении обществом, т.к. деньги при делократии лишены функции товара (как это было в СССР).

[21]) Следует различать взносы работников предприятий и учреждений (проценты от их чистых доходов), идущие на оплату результатов труда членов Совета территории, от взносов самих предприятий в бюджет населённого пункта своего размещения, а из него и в бюджет территории Совета. Взносы предприятий исчисляется, например, в виде процента на их оборот (выручку).
Взносы предприятий в бюджеты регионов идут на финансирование программ по жизнеобеспечению и развитию территорий, а также на финансирование учреждений. Эти взносы определяются не величиной финансовой прибыли, которой при делократических технологиях управления не будет как понятия (пример тому – сталинский СССР), а пропорциональны объёму производимой продукции, который увеличивается (если в этом есть необходимость) при снижении её себестоимости.

[22]) Об этом см. ниже.

[23]) Как и в селении Шукты при Чартаеве, это будет способствовать, помимо всего прочего, и решению опасной в настоящее время демографической проблемы страны уже хотя бы потому, что родители всегда будут иметь средства поставить детей «на ноги». Более глубокие и более значимые причины демографической проблемы нашей и других развитых стран обсуждаются в [8]. Важно отметить, что все эти причины являются неизбежным порождением бюрократических технологий управления обществами и принципиально не могут иметь места при делократии.

[24]) Вилки значений нужны для воздействия на планируемое Советом качество результатов труда учреждений.

[25]) Отсутствие вилки означает, что поощрения за качество нет, а в случае возникновения убытков для общества и/или граждан, они компенсируются из выделенных учреждению сумм или виновными в произошедшем сотрудниками учреждения, если не установлены иные виновники и ответчики.

[26])  Так же, как и производственные предприятия жизнеобеспечения и развития территории, руководимые Управленческим предприятием.

[27]) Ухудшение показателей выразится и в уменьшении всей суммы доходов как производителей, так и управленцев этой территории, поскольку увеличится количество тех, кто находился на больничных или их больничные длились дольше.

[28]) Всячески поощряется ничем не ограничиваемое делократическое привлечение учёных к развитию технологий как промышленных и сельскохозяйственных предприятий, так и предприятий-учреждений, как это было в СССР с 1939 года при Сталине [4].

[29])   Эти научные учреждения являются для этой территории “производствами” научных результатов, а потому главными источниками (из средств своего финансирования) наполнения Бюджета района.

Обсудить и дополнить статью в открытой тг.группе “Н.Бондаренко и команда” – https://t.me/nnbondarenkoico
Присоединяйтесь


Цель жизни делократия в видеоролике


См.также:

Делократия. Будущее в наших руках



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку “Оставить комментарий”, я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности

Присоединяйся к нашей команде! Стань наркором в своём регионе!

Твои новости увидят и прочтут все! Не стой в стороне, ощути себя частью общего! Помоги себе, стране, Миру!